Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.
Недорогое утепление гаража своими руками.
Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.
Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.
Материалы для теплоизоляции кирпичного гаража
Основные характеристики, которыми должен обладать утеплитель для гаража из кирпича:
- низкая теплопроводность;
- устойчивость к действию влаги и грибка;
- класс пожарной безопасности – К0 и К1;
- удобство монтажа;
- малый вес – не должен нести высокой нагрузки на фундамент и стены;
- устойчивость к низким и высоким температурам и резким перепадам температур.
Какие виды утеплителя стоят недорого и соответствуют всем вышеперечисленным требованиям:
- минеральная или стекловата;
- пенопласт;
- напыляемый пенополистирол.
В чем достоинства и недостатки этих материалов при утеплении кирпичного гаража.
Утепление гаража минеральной ватой
Достоинства утеплителя:
- волокна минеральной базальтовой ваты позволяют воздуху циркулировать через слой утеплителя, что препятствует появлению грибка и сырости;
- у минеральной ваты самые низкие показатели теплопроводности;
- хорошие звукоизоляционные характеристики;
- удобный и быстрый монтаж;
- малый вес утеплителя.
Недостатки минеральной ваты для утепления гаража:
- низкая устойчивость к действию влаги, обязательно нужна хорошая гидроизоляция. Намокая, минеральная вата теряет свои свойства;
- цена минеральной ваты в два раза выше, чем стоимость пенопласта.
Минеральная вата – хорошее решение, чтобы утеплить гараж изнутри. Рулонный материал с фольгированным теплоотражающим слоем легко монтируется и не несет нагрузки на перекрытия крыши.
Стекловата стоит дешевле базальтового утеплителя, но имеет высокий класс горючести и подвержена разрушительному действию воды.
Утепление гаража пенопластом
Недорогой универсальный утеплитель, который подходит для изоляции всего гаража – пола, стен, ворот и кровли. Достоинства пенопласта:
- не подвержен действию влаги;
- устойчив к перепадам температур;
- не гниет и не поражается грибком и плесенью;
- долговечен и стоит недорого.
Недостатки пенопласта:
- материал воспламеняется, для гаража подходит только марка ПБС-С, устойчивая к действию открытого пламени;
- материал разрушается под действием прямых солнечных лучей;
- пенопласт подвержен порче грызунами.
При утеплении своими руками гаража пенопластом в обязательном порядке нужно выполнять защитную отделку (штукатурка, бетонирование).
Напыляемый пенополиуретан
Современный утеплитель, у которого только один недостаток – высокая стоимость. Напыляемый слой пенополиуретана создает полностью герметичное теплоизоляционное покрытие, стойкое к механическим и химическим воздействиям. Это идеальная броня для гаража от холода и сырости.
Отапливать или утеплять – вот в чем вопрос
Идеальная температура для хранения автомобиля – +5 градусов. Она некомфортна для человека, но именно в таких условиях механизмы меньше подвергаются разрушительному воздействию коррозии. Также машину следует оберегать от резких перепадов: разница температур внутри и снаружи помещения должна быть минимальной. Поэтому подключать гараж к системе отопления и добиваться «человеческих» +20 градусов нежелательно.
Утепленный гараж на две машины
Почему такой режим оптимален для машины? Если в помещении слишком жарко или холодно, в механизмах начинает скапливаться конденсат. Это способствует возникновению коррозии. Из-за повышенной влажности интенсивно размножаются грибки и плесень, что негативно сказывается на состоянии салона. К образованию конденсата приводят и резкие перепады температур, когда машина въезжает с мороза в излишне теплое помещение.
Монтаж теплоизолятора
Чем отапливать
Расчет простой: чтобы внутри утепленного здания было тепло, — потребуется 1 кВт энергии на 10 кв. метров площади при высоте потолков до 2,5 метров.
А мы пытаемся в гараже достигнуть всего то +5 град. С.
Хорошая новость для автомобилистов, — утеплять полы не нужно. Тепло земли является естественным обогревателем гаража в зимнее время. Конечно, нужно не забыть сделать полную пароизоляцию пола, чтобы вместе с теплом из земли не поступала влага.
Невзирая на полное выветривание тепла при открытии ворот во время заезда-выезда автомобиля, маленький электрический обогреватель справится с задачей поддержания положительной температуры всю зиму.
Как бороться с выветриванием тепла
Когда открываются ворота, в гараже произойдет полный воздухообмен. И чем дольше они будут открыты, тем больше остынут все теплоемкие предметы, включая и ограждающие конструкции — стены, потолок, полы…
Зимой нужно поторопиться с закрытием ворот, что бы стужа не успела сильно охладить, все что находится внутри.
Проблему полного выхолаживания пытаются решать с помощью «занавески». В створе ворот к раме подвешиваются полиэтиленовые полосы толщиной до 1 мм шириной около 30 см с нахлестом в несколько сантиметров, так что бы не доставали до пола 1 — 2 см (что бы не поднимали грязь). Автомобиль заезжая поднимает полосы, а за ним они тут же опускаются. Это препятствует беспредельному гулянию ветра внутри гаража.
Но об этой конструкции говорят и так: «Автомобилист сквозь поцарапанный полиэтилен примерно видит куда едет на поцарапанном полиэтиленом автомобиле. «
Но, как бы там ни было, полный воздухообмнен при заезде-выезде транспорта — не слишком страшно. Если не держать долго ворота открытыми остывания теплоемких ограждений не происходит, пришедший воздух в гараже быстро нагревается вновь.
Нужна отрегулированная вентиляция
Куда хуже если в гараже не будет правильно налажена вентиляция. При полном ее отсутствии накопится влага. Большой расход воздуха (сквозняки) приведет к выхолаживанию.
Как правило, принудительная вентиляция не нужна, или вредна. Достаточно сделать в кровле или верхней части стены противоположной воротам отдушину с заслонкой. Ворота, как правило, не плотные, и щелей для поступления воздуха там предостаточно. Но, конечно в нижней части стены должно быть закрываемое отверстие.
Отрегулировать количество проходящего через гараж воздуха нужно по минимуму. Это делается в каждом конкретном случае, таким образом, что бы не допускалось наращивание влажности.
Именно сквозняки и станут причиной полного выхолаживания и замерзания конструкций внутри. Требуется регулятор вентиляции на вытяжной трубе.
Рекомендуется обзавестись прибором, который меряет влажность и температуру. Подобные устройства дешевые, но упростят регулировку отопления и вентиляции для оптимального хранения автомобиля.
Но все выше изложенное не нужно, не достижимо, вредно, если не будет выполнено утепление гаража.
Основные принципы создания теплого гаража
Гаражи могут быть разной конструкции. Материалы из которых они сделан могут быть разными. Кроме того, гараж может быть внутренним в череде соседских, или стоять на отшибе. В общем, вариантов утепления много.
Но принцип один — гараж должен быть утеплен достаточно, в соответствии с нормативами. Тогда расход на отопление будет минимальным, а при необходимости можно будет быстро нагреть внутреннее пространство до большой температуры.
Какая толщина теплоизолятора
Экономить на толщине утеплителя бессмысленное занятие. Работа будет сделана, а эффект будет половинчатым. Поэтому сразу определяемся с минимальной толщиной разных типов утеплителя для гаражных ограждающих конструкций.
Предполагаем, что гараж находится где-то в умеренном климате Европейской части, где не слишком то и холодно, но зимой — минус 20 — 25 градусов не редкость. Чтобы свести затраты на отопление к минимуму, для тонких ограждающих конструкций, в виде металлического листа, потребуются следующая толщина утеплителя на стенах и на воротах:
- пенополиуретана — 7 см
- пенополистирола экструдированного — 8 см
- пенопласта — 10 см
- минеральной ваты — 12 см.
Это для стен, но для кровли значение нужно умножить на 1,5,
В северных регионах конечно толщина утеплителя должна быть побольше, лучше принять согласно СНиП для жилых зданий, чтобы гараж был утеплен «как положено».
Теплоизоляция автодомика своими руками – немного теории
Почему нельзя остановиться только на утеплении стен и оставить потолок без теплоизоляции? Если в кирпичном гараже централизованное отопление, то утеплять придется весь гаражный бокс – пол, стены, кровлю и ворота. Это позволит снизить расходы на отопление.
Если в гараже периодически включается обогреватель и есть необходимость поддерживать температуру просто выше ноля, то утепление гаража – это изоляция кровли и металлических ворот. Кирпичные стены хорошо держат тепло, а через пол потери тепла в гараже невелики.
Перед тем, как утеплить гараж, обязательно надо предусмотреть организацию качественной вентиляции. Теплый воздух образует на поверхностях водный конденсат, который приводит к образованию грибка, плесени и быстрой коррозии металла.
Особенно требование к качественной вентиляции гаража актуально при внутреннем утеплении. В этом случае под изоляционной отделкой чаще всего образуются мостики холода, и в гараже будет постоянно сыро, а отделка быстро придет в негодность.
При утеплении минеральной ватой обязательно нужно выполнить качественную гидроизоляцию.
Физическая суть теплопередачи
При утеплении гаража важно осуществить правильный выбор теплоизоляционных материалов. Без понимания сущности происходящих процессов передачи тепла это сделать затруднительно. Для условий гаражного помещения интересны следующие физические процессы:
- конвективная теплопередача, при которой тепловая энергия передается от тела с большей температурой к менее нагретому;
- кондуктивная передача тепла, которая происходит путем передачи тепла от более нагретых участков тела к участкам с меньшей температурой;
- тепловое излучение, которое является электромагнитным, происходящим за счет внутренней энергии тела.
Таким образом, наиболее эффективным будет такой утеплитель, который препятствует протеканию конвективных и кондуктивных процессов и обладает способностью отражать тепловое излучение.
Утепление стен кирпичного гаража
Стены гаража лучше утеплять снаружи, так можно добиться более надежной и качественной теплоизоляции. Если такой возможности нет, гаражи в кооперативах расположены очень близко друг к другу, то придется утеплять гараж изнутри.
Изоляцию можно крепить двумя способами – по обрешетке из металлического профиля или бруса или непосредственно к стенам на клеящий раствор.
Утепление стен по обрешетке
Утепление гаража по выставленному каркасу (обрешетке) позволяет организовать качественную вентиляцию пространства под отделкой и установить надежную гидроизоляцию. По обрешетке лучше применять для теплоизоляции мягкие утеплители (минеральная и стекловата в плитах или рулонах).
Утепляем кирпичный гараж изнутри по каркасной технологии:
- очищаем стены от грязи и пыли;
- обрабатываем поверхность антисептической грунтовкой от плесени и грибка;
- устанавливаем каркас из бруса или металлического профиля. Ширина между вертикальными стойками каркаса должна быть на 2 см меньше ширины утеплительного материала.
Совет. В гараже лучше делать каркас из металлических легких профилей для монтажа гипсокартона. Они не гниют, легко монтируются и стоят дешевле, чем деревянный брус.
- обрешетка гаража, высотой до 2,6 метра, может быть выполнена только из вертикальных стоек, без горизонтальных направляющих. Но если выбрана для утепления плотная минеральная вата, то горизонтальную направляющую устанавливают с шагом в один метр;
- по каркасу внахлест (5 – 10 см) укладываем пленочную гидроизоляцию. Если обрешетка деревянная, то крепим степлером, если металлическая, то можно прихватить на водостойкий клей или скотч;
- теперь укладываем утеплитель. Важно, чтобы не было пустот, чтобы не образовывались мостики холода;
- устанавливаем пароизоляционную пленку, соединение также внахлест 5 – 10 см. Закрепляем стыки скотчем;
- после можно выполнять финишную отделку ДСП, фанерой или листами ГКЛ.
В гаражах, которые отапливаются калориферами или котлами утеплять стены по обрешетке лучше минеральной ватой. А не пенопластом.
Внешнее утепление стен проводится аналогично, но дешевле снаружи утеплить стены жестким утеплителем.
Жесткое утепление стен
Утепление стен гаража изнутри пенопластом или пенополистиролом по «жесткой» технологии обойдется дешевле, но предполагает много «мокрых» работ.
Утепляем гараж сами пенопластом, порядок проведения работ:
- очищаем стены, снимаем все старые поврежденные покрытия (краска, штукатурка), зачищаем неровности и сколы.
Важно. Для хорошей адгезии при монтаже утеплителя поверхность стены должна быть надежной и прочной. Поэтому необходимо хорошо почистить старые стены металлической щеткой.
- наносим грунтовку глубокого проникновения. Лучше выбирать грунт, который соответствует марке клеящей смеси;
- устанавливаем нижнюю направляющую снизу стены, подойдет алюминиевый профиль или деревянный брус (обязательно обработать пропиткой от плесени);
- точечно или по периметру и по центру шпателем наносим клеящий раствор на пенопласт;
- начиная с нижнего ряда, монтируем пенопласт к стенам, важно плотно прижимать лист и подержать, чтобы клей схватился;
- ряды листов пенопласта монтируются со смещением в 15 – 20 сантиметров;
- после монтажа всех листов пенопласта дополнительно можно зафиксировать утеплитель дюбелями с широкой шляпкой (по пять дюбелей на лист);
- стыки герметизируем монтажной пеной. Пустот и зазоров в слое утеплителя быть не должно;
- на утеплитель устанавливаем сетку и по ней оштукатуриваем стены.
Для гаража лучшая клеевая смесь – «Церезит» СМ -11, морозостойкий, водоотталкивающий. В качестве финишной отделки стен используют штукатурку, пластиковую вагонку или сайдинг.
Защита потолка от холода – некоторые тонкости процедуры
Теплоизоляция потолка в гараже по технологии аналогична с утеплением стен по каркасу. Но, есть и некоторые нюансы:
- если над гаражом чердак, то можно дешево утеплить потолок слоем керамзита или опилок;
- обязательно установите надежную гидроизоляцию, подойдут листы рубероида, а не полиэтиленовая пленка;
- в гараже для теплоизоляции потолка безопасней использовать минеральную вату, а не пенопласт;
- если утепление проводится по обрешетке, то обязательно сделайте несколько вентиляционных отверстий, чтобы предотвратить грибок и влажность под обшивкой.
В качестве финишной отделки утепленного пенопластом потолка выгодно использовать вспененную подложку под ламинат с фольгированным покрытием. Безопасно, надежно и недорого. Монтируется на обычный клей дракон непосредственно к листам пенопласта.
Спасительная вентиляция
Первый шаг к победе над конденсатом и коррозией — устройство в гараже вентиляции. В противоположных углах гаража необходимо вывести наружу две трубы.
Нижний обрез одной из них разместим поближе к полу. По этой трубе в помещение будет поступать холодный воздух. Короткая труба у потолка в другом углу послужит вытяжкой.
Это нехитрое, но надежное устройство будет безотказно работать автоматически, без модных вентиляторов создавая естественное перемещение (конвекцию) воздуха в объеме гаража.
Конвекция не позволит образоваться конденсату. Влажные испарения просто вылетят в трубу. Туда же направятся опасные для здоровья выхлопные газы, испарения топлива, других химических веществ, хранящихся в гараже.
А вот теперь переходим к самому важному — утепляем гараж своими руками. Здесь дело обстоит сложнее, но задача вполне доступная для самостоятельного решения.
Не забудьте утеплить пол гаража
Полы на грунте в кирпичном гараже утеплять нужно обязательно. Для теплоизоляции можно использовать керамзит, пенопласт и другие жесткие утеплители, по которым надо устанавливать бетонную стяжку.
Порядок утепления пола в кирпичном гараже:
- снимаем слой грунта на высоту утеплителя плюс толщина стяжки;
- тщательно утрамбовываем грунт;
- укладываем слой гидроизоляции из листового рубероида или плотной пленки.
Важно. Гидроизоляция укладывается внахлест и с припуском на стены гаража, минимум 30 – 40 сантиметров.
- выставляем маяки;
- по маякам засыпаем керамзит (толщина слоя 30 — 40 см);
- выставляем маяки для цементной стяжки или каркас для деревянного пола в гараже;
- заливаем цементную стяжку;
- монтируем финишный настил.
Пол делаем под уклоном в два градуса, для стока воды. Не забываем убрать маяки после застывания цементной стяжки. Щели от маяков шпаклюем цементным раствором.
При монтаже плит пенопласта по грунту технология утепления немного иная:
- укладывается подушка из щебенки и песка (слой 10 – 15 см);
- заливается черновая цементная стяжка;
- по стяжке выкладываем листы пенопласта. Чтобы при монтаже листы не сдвигались, торцы листов проклеивают;
- теперь выставляем маяки и укладываем армирующую сетку;
- заливаем финишное цементно-песчаное покрытие пола.
В кирпичных стационарных гаражах система водяной или электрический пол под цементную стяжку – хорошее решение. Малый расход электроэнергии и всегда теплый гараж. Не нужно устанавливать радиаторы и обогреватели.
Утепляем ворота – машина не должна мерзнуть
Металлические гаражные ворота без утепления – основной источник холода и сырости в гараже. Утеплять ворота необходимо. Можно выбрать несколько вариантов теплоизоляции ворот гаража:
- укладка утеплителя по металлической обрешетке, аналогично утеплению стен;
- монтаж пенопласта непосредственно к полотну ворот на жидкие гвозди;
- можно использовать быстрое и надежное утепление монтажной пеной;
- надежная теплоизоляция напыляемым пенополиуретаном.
Любая технология утепления металлических ворот требует соблюдения основных правил:
- нужно очистить поверхность от грязи, ржавчины и остатков старого покрытия;
- важно обезжирить металлическую поверхность;
- обязательно обработать металл грунтовкой от ржавчины, а древесину антисептиком от плесени и олифой;
- все щели по периметру коробки герметизируются монтажной пеной и цементируются;
- нельзя оставлять пустот при укладке слоя утепления;
- фольгированное теплоотражающее покрытие снижает потери тепла на 15 процентов.
Необходимо на створки ворот установить уплотнители, так как через щели потери тепла немалые.