Вагонка — обшивочная доска, которую изготавливают из разных пород древесины. Она подходит для отделки фасадов и внутренних помещений дома, бани, террасы или балкона.
Деревянные материалы долговечны, прочны и экологически безопасны. Они создадут комфорт и уют внутри помещения благодаря эстетичному натуральному цвету, приятному аромату и целебному эффекту.
Однако деревянные материалы подвержены негативному воздействию внешних факторов. Чтобы дерево не потемнело или не пожелтело со временем и сохранило природные свойства, необходимо обработать вагонку.
Для обработки и декорирования используют лакокрасочные материалы и натуральные пропитки. Специальные покрытия защитят стены, потолок и пол балкона от ультрафиолета, гниения и насекомых.
Вагонка — особенности защиты
Чтобы избежать всех этих неприятностей, необходимо последовательно и грамотно подвергнуть деревянные детали специальной обработке и нанести защитные покрытия.
Что касается вагонки, которой облицовываются балконные помещения, то, по прошествии короткого времени, она под влиянием ультрафиолетового излучения начинает приобретать темный оттенок и теряет натуральность внутреннего узора древесины.
В качестве защитных мер, вагонку, которой облицован балкон, необходимо подвергнуть обработке с применением:
- грунтовок;
- пропиток;
- лаков;
- красок.
Начало работ
Первым шагом к положительному результату задуманного, будет выбор наилучшего материала для обшивки. Не все древесные породы можно использовать при условиях пониженных температур и высокой влажности.
По мнению специалистов лучшими вариантам являются:
- Лиственница.
- Липа.
- Сосна.
- Кедр.
Однако это не значит, что можно прийти в магазин, выбрать панели, к примеру, из липы и остаться довольным. Есть основное разделение у вагонки по классам, которые различаются и в стоимости и по внешнему виду и по функциональности.
Категория «Экстра»
- Наичистейшая древесина, которая производится без каких-либо дефектов и всевозможных сучков. В этом можно убедиться по фото.
- Наиболее яркие тона.
- Качественная структура, без явной деформации.
Есть один минус – высокая цена, которая не каждому будет по карману.
Кедровая вагонка для отделки помещений
Категория «А»
Стоимость изделий в данном классе более приемлема, но и древесина уже не так чиста. На один погонный метр дозволяется присутствие точечных сучков в количестве 1 – 2 штуки.
Категория «В»
- Поверхность имеет потемнения и разводы.
- Количество сучков увеличивается до 3 штук.
Но, с другой стороны, ценник у панелей из класса «В» прекрасно вписывается в бюджет среднестатистической семьи.
Одна из самых популярных вагонок в эконом-классе
Категория «С»
- Грубые сучки.
- Черные разводы.
- Деформированные панели.
- Сквозные отверстия.
Идеальный вариант для отделки каких-либо хозяйственных помещений на даче, но не подходит для обшивки вагонкой балконов и лоджий.
Такая евровагонка будет уместна только лишь в том случае, если будет покрыта краской или эмалью
Примечание! Иногда лучше переплатить, но облагородить свой дом достойным материалом.
Все вышеописанные варианты можно крепить своими руками без строительного навыка и специального инструмента.
Мифы и заблуждения
Просматривая материалы в сети о защитных покрытия для изделий из дерева, вагонки в частности, можно обнаружить массу статей, в которых, мягко говоря, не все соответствует действительности. Создается впечатление, что авторы никогда в жизни вообще не сталкивались с освещаемой ими темой.
Самым распространенным заблуждением или мифом, является упоминание о антисептиках в одном ряду с грунтовочными смесями и составами для пропитки древесины.
Начнем с того, что антисептики, это только одна из составляющих, которые включает в себя пропитка или грунтовка глубокого проникновения. Для начала необходимо разобраться, что такое грунтовка и чем она отличается от пропитки.
Основное отличие заключается в глубине проникновения в волокна древесины.
Как правило, пропиточные составы предназначены для:
- повышения пожароустойчивости дерева, путем изменения внутренней структуры материала таким образом, что под воздействием открытого огня он не возгорается, а начинает тлеть, не образуя дополнительного очага возгорания, или загорается, но по прошествии определенного времени, которое можно использовать для подавления огня;
- превращения волокон древесины из питательной среды для вредителей и бактерий в материал, в котором они не смогут ни развиваться, ни размножаться, что предотвращает дерево от гниения и внутреннего разрушения.
Для выполнения этих задач все пропитки обладают свойством проникать глубоко в сердцевину деревянных деталей и имеют в качестве компонентов антисептические и антипереновые компоненты, обеспечивая таким образом комплексную защиту изнутри.
Грунтовка обеспечивает поверхностную защиту древесины от проникновения в волокна влаги, а также защиту от ультрафиолетового излучения и проникновения насекомых вредителей.
Обладает глубиной обработки дерева всего в несколько миллиметров, образуя необходимый внешний защитный слой. В нее также входят антисептические компоненты, но основное ее предназначение заключается в подготовке нанесения конечного защитного слоя в виде лака или краски. При этом, в зависимости от того, на основе какого компонента будет изготовлен лак или краска, грунтовки могут быть:
- алкидными;
- акриловыми;
- эмульсионными;
- эпоксидными;
- полиуретановыми.
Не стоит отрицать, что в торговой сети во множестве представлены пропитки, которые обладают исключительно антисептическими свойствами, обеспечивая при этом только биологическую защиту дерева. В прейскурантах они так и называются — антисептики, хотя и находятся в разделе пропиток.
Следующее заблуждение носит более опасный характер.
При описании последовательности проведения операций по нанесению защитный покрытий, в подавляющем количестве статей все начинается с фразы: «После установки вагонки…» и далее по тексту. Получается, что купив вагонку, ее сразу монтируют, а затем обрабатывают. Конечно, для сухих помещений, квартир, офисов, саун, а также там, где вагонкой облицовываются большие площади, такая последовательно оправдана.
Однако, в отношении балкона, который только теплоизолируется, и который не имеет постоянного климатического режима, относясь по всем строительным меркам к помещениям с повышенной влажностью, такой подход неприемлем, если ставиться цель получить долговечную отделку стен и потолка.
Все дело в том, что обрабатывая защитными составами вагонку после установки ее на балконе, забывают, что кроме фасада есть еще и тыльная сторона, и она остается необработанной.
Хорошо, когда вагонка плотно прилегает к теплоизоляционному материалу, но у свежей вагонки, которая в основном изготавливается из сосны, большая остаточная влажность и теплоизолятор просто не предназначен для предотвращения появления грибка на влажной поверхности древесины.
Это как с коврами, смотришь на него — красота, а снимаешь со стенки, а там ужас, и на ковре и на стене. С вагонкой на балконе происходит аналогичная ситуация.
Чтобы избежать подобной ситуации, после завоза вагонки ее необходимо ошкурить, убрать с поверхностей пыль, обработать полностью комплексной пропиткой, содержащей как антисептики, так и антипирины, переложить в стопку на том же балконе и дать время на впитывание и высыхание.
В некоторые виды пропиток добавляют специальные составы, которые сокращают время высыхания состава до 7-ми часов. В данном случае, лучше выбирать пропитки с естественным периодом проникновения и высушивания, чтобы позволить проникнуть защитным компонентам как можно глубже в волокна древесины.
Как сделать все без ошибок
Самый распространенный вопрос при проведении ремонта – как правильно обшить балкон вагонкой. Ведь закончив можно наткнуться на кривые стены, зазоры, щели и прочие недочеты, которые стоило просчитать при выполнении всех этапов.
На деле, если есть опыт в ремонтных работах других помещений, то балкон не вызовет трудностей. Главное понять алгоритм – сначала выстраивается каркас, а после накладывается вагонка. Каркас должен быть ровным. Самое важное – правильно выставить горизонталь на каждой стене. То есть первую доску. Поскольку именно от нее будут выставляться остальные.
В случае соблюдения правил, выставлению каркаса максимально ровно, возможно сделать балкон без единой ошибки.
Обрешетка
Есть несколько важных правил, которые необходимо запомнить об обрешетке. По сути обрешетка – это установка каркаса для ремонта. ПО факту это самый важный этап, при наличии ошибки в котором под откос пойдет все.
Каркас делается из деревянных брусков. Высота такого бруска зависит от толщины утеплителя, если он есть. То есть, необходим брусок в высоту утеплителя от стены и еще на два сантиметра больше. Это делается для достаточной циркуляции воздуха. Такая «прослойка» воздуха позволяет сохранять как сам утеплитель, так и вагонку. Двум этим материалам необходима изоляция от грибка и влаги. Такой зазор обеспечивает ее.
Второй секрет успешного выполнения ремонта – правильное направлении вагонки и брусков каркаса. Если вагонка кладется горизонтально, то бруски каркаса необходимо класть вертикально. Если же вагонка кладется вертикально, то необходимо класть каркас горизонтально. То есть в любом случае каркас и сама обшивка должны быть строго перпендикулярны друг другу.
Монтаж
Есть и пара важных моментов для монтажа самой вагонки. Вагонку крепят к доскам каркаса. Именно потому обшивка и каркас идут строго перпендикулярно. Крепится могут гвоздями, саморезами, с помощью строительного степлера. Любой удобный для вас вариант пойдет. Главное – не клеем.
Второй момент – доски крепятся к каркасу через одну. Вторая же вставляется в пазы первой, таким образом зафиксировавшись на необходимой поверхности. То есть не нужно прибивать к каркасу все доски вагонки.
Виды защитных лаков и красок
После того, как вагонка обработана пропиткой и установлена, можно приступать к нанесению грунтовки и основного защитного покрытия — лака или краски.
Перед тем как выбрать грунтовку, необходимо определиться в том, чем будет покрываться вагонка, чтобы обеспечить совместимость основ.
Для покрытия вагонки на балконе применяют следующие виды лаков:
- для застекленных и утепленных балконных помещений оптимальным бюджетным вариантом будет лак на водной основе;
- повышенную водостойкость и защиту от ультрафиолета обеспечивают лаки с акриловой основой;
- прочную защитную пленку на вагонке получают при применении алкидного лака, но нужно быть готовым к тому, что он имеет резкий запах и продолжительное время высыхания, до 24 часов, что является большим сроком, по сравнению с лаками на водной основе с их 3-мя часами.
Есть еще лак для вагонки на основе полиуретана. Предназначен он для внешних работ, обладает морозоустойчивостью, влагоустойчивостью и прекрасно сохраняет натуральный цвет древесины от выгорания под воздействием солнечных лучей.
Но он очень токсичен, и работая с ним необходимо использовать индивидуальные средства защиты — перчатки и маску с фильтром (не марлевую).
Краски для покрытия вагонки применяют достаточно редко, лишь тогда, когда необходимо поверхности вагонки придать цвет в соответствии с дизайнерским стилем интерьера.
Также к покраске вагонки краской прибегают в том случае, когда необходимо скрыть явные дефекты внешнего вида вагонки — сколы, трещины или сучки. Предварительно все это зашпаклевывается и зачищается. Специалисты рекомендуют для вагонки применять либо масляную, либо водоэмульсионную краску. При нанесении 3−4 слоев дефекты исчезают и поверхность вагонки становится ровной.
Первый (подготовительный) этап
Главная часть процедур состоит в очищении поверхности от пыли и грязи, которые могут накапливаться в процессе монтажа. С целью крепления обрешетки используют перфоратор и проделывают отверстия в стенах. В такой ситуации не избежать мелких частиц песка, бетона, древесины, они могут оседать на установленных панелях, если нарушена последовательность этапов монтажа.
Покрывать защитными средствами и красить можно только идеально сухую поверхность, предварительно зачистив сколы и затерев отверстия. Если в процессе очистки использовалась вода, нужно дождаться полного высыхания.
Поверхность должна быть чистой, ровной
Инструмент
Для проведения лако-красочных работ понадобятся следующие инструменты, которые лучше приготовить заранее.
Хотя на многих сайтах и утверждается, что краску на вагонку можно наносить при помощи малярного валика или распылителя, однако самым удобным инструментом, а главное таким, который обеспечит высокое качество покрытия, является кисть.
Лучше всего для каждого вида защитного состава приобрести отдельные комплекты кистей. Это освободит от необходимости отмывать кисть после пропитки для грунтовки, а от грунтовки для лака или краски, и тем самым не только улучшит качество работы, но и уменьшит время ее выполнения.
При соблюдении всех правил защитной обработки вагонки, она может без ремонта и реставрационных работ сохранить свой первозданный вид.
Поделиться статьей:
Автор: Максим Гелигин
Шпаклевка
Магазины стройматериалов предлагают покупателю различные варианты шпаклевки для дерева. Преимущество этого товара в цене наименьшего количества расходного материала. Данного вещества потребуется совсем немного для закупоривания просветов и трещин вагонки. Слой нанесения – не более двух миллиметров, быстро сохнет. Для деревянных поверхностей подойдет клеевая или масляная база.
В состав входят крупные частицы. Наносится до трех слоев.
Более жидкая и тягучая. Наносится поверх базовый шпаклевки. Перед покраской стоит убедиться, что слой наложен ровно.
Шпаклевка ложится равномерно, шпателем в зазоры и стыки вагонки. После этого обрабатывается грунтом или антисептиком. Далее приступаем к обновлению вида балок.